Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 09:37


Музей 
"Народное образование"          

Меню сайта
Важная информация
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Память о прошлом - дорога в будущее

ПОЛОЖЕНИЕ

Общие положения

1.1.  Музей  является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников культуры, истории и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами.

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Деятельность музея регламентируется настоящим положением, утверждаемым руководителем образовательного учреждения.

1.3. Музей является одной из форм работы по развитию творческой деятельности, общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

1.4. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

Основные понятия

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет – памятник материальной или духовной  культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учёту и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений – основной документ учёта музейных экспонатов.

2.6. Экспозиция – выставление на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты).

Организация  деятельности музея

3.1. Организация музея  является  результатом краеведческой,  экскурсионной работы обучающихся и педагогов.

3.2. Деятельность музея регламентируется  локальными актами Центра «Радуга».

3.3. Обязательными условиями  деятельности музея являются:

наличие музейного актива из числа обучающихся и педагогов;
собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;
помещение и оборудование для экспонирования музейных предметов;
музейная экспозиция;

3.5. Основными направлениями деятельности музея являются: документирование истории, культуры родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов.
сбор информации об истории народного образования Саткинского муниципального района, истории и традициях детского движения в  стране и в районе; 
осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию,  социализации обучающихся;
организация культурно-просветительской, методической, информационной работы;
содействие в развитии детского самоуправления.
3.6. Учет и регистрация в музее осуществляются в соответствии с действующими правилами.

Учет и обеспечение сохранности фондов музея

4.1. Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется по основному и научно-вспомогательному фондам:

учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры) осуществляется в книге поступлений музея;
учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.

4.2. Ответственность за сохранность фондов музея несёт руководитель образовательного учреждения.

4.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

4.5. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей или архив.

Руководство деятельностью  музея

5.1.Общее руководство деятельностью музея осуществляет директор Центра дополнительного образования для детей «Радуга»:

осуществляет непосредственный контроль организации деятельности музея;
несёт ответственность за обеспечение условий сохранности музейного фонда;
руководит формированием единой системы использования  музея в образовательном процессе.

5.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея: занимается вопросами комплектования музейного фонда;
организует работу детского актива  музея, осуществляя поисковую, фондовую, экскурсионно-выставочную и научно-исследовательскую деятельность;
ведёт в инвентарной книге учёт музейных предметов, обеспечивает их систематизацию, сохранность и экспонирование;
обеспечивает связь  музея с музеями района, области, РФ,  учредителем, образовательными учреждениями науки и культуры и общественными организациями.

5.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

Характеристика

Музей представляет собой одну комнату площадью 40 кв. метров на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Центра  дополнительного образования для детей «Радуга». Мебель музея состоит из 9-ти шкафов-витрин, 7-ми тумб-витрин, 6-ти столов, 12-ти стульев. Пол покрыт линолеумом. В музее пять окон. Комната освещается шестью лампочками, витрины-экспозиции имеют дополнительное освещение.

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость.

Если не будет корней в родной местности, в родной стороне –

будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Академик Д.С. Лихачев

Пояснительная записка

Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм  - это, прежде всего, чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.

В наших школах до последнего времени изучали лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали знания вообще никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям.

Так уж повелось в нашем Отечестве, что мы слишком долго уходили от своей истории. Казалось, что прошлое нам уже никогда не пригодится, что все важное и значительное  лишь в будущем.

В ходе исторических событий последних лет вновь пересматривается отношение к прошлому, во весь рост  встало тревожное и непонятное настоящее, а впереди маячит и вовсе непредсказуемое будущее. Поток негативной радио- и телевизионной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой «неудачливой и плохой" стране на свете. В ситуации, когда социологи у 80% столичных старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить не только о социально-государственном возрождении, но и даже о простых надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня.

Есть удачная английская пословица: "Права она или не права, но это моя страна!" Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном "взращивании" человека, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой титанической работы может быть музей - хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.

Обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу - включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит "погружение" подростка в историческое прошлое семьи, родного города или даже всего человечества.

В фондах музея собраны разнообразные материалы, которые можно использовать на занятиях. Учащиеся получают уникальную возможность изучать историю края, используя подлинные документы и предметы из фондов музея.

Разработанная программа предоставляет возможность детям знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и  воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.

Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.

Местные краеведческие экспедиции позволяют вести исследовательскую работу, которая каждый год дает новую информацию и новые материалы, подтверждающие уже известные главы истории, а иногда ставит новые вопросы, требующие тщательного изучения.

Программа позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.

 Функции  музея:

Образовательно-воспитательная        3. Хранительская функция
Функция документирования               4. Исследовательская функция

Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности  обучающихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи программы:

• воспитание бережного отношения к культурному наследию;

• развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

• формирование исторического сознания;

• создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование  способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

• обучение основам исследовательской работы;

• воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

• формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

• воспитание активной жизненной позиции.

• формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учёт фондов музея.

Основные принципы осуществления программы:

принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
принцип совместной деятельности обучающихся;
принцип целесообразности («всё делать с пользой»);
принцип творческого отношения к делу.

Направления реализации программы

Поисково-исследовательская деятельность

Методическая деятельность

Экспозиционная деятельность

Учет и хранение фондов

Просветительская деятельность

Перечень обязанностей руководителя школьного музея

Планирует работу музея и актива музея.
Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.
Ведет документацию музея.
Обеспечивает сохранность экспонатов музея.
Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.
Курирует работу Совета музея.
Готовит отчетную документацию о деятельности музея.

Поисково-исследовательская деятельность

Данное направление работы предполагает непосредственное участие обучающихся и педагогов в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала.

     ♦ планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

     ♦ экспедиционный сбор;

     ♦ прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

     ♦ принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уроках» с целью издания в дальнейшем сборника методических материалов для учителей района;

     ♦ проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

     ♦ обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

     ♦ участвовать в олимпиадах по историческому краеведению;

     ♦ создавать фонд видеофильмов.

Основные формы работы

1.Переписка с интересными людьми. Анкетирование.

2.Сбор статей по истории края из периодической печати, научной и справочной литературы.

3.Проведение исследовательских работ.

Учет и хранение фондов

Основные задачи данного направления работы музея:

♦ создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

♦ правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, акты приема материалов и предметов);

♦ правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

♦ точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

♦ организовать прием и выдачу музейных предметов;

♦ фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

Экспозиционная деятельность

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача этого направления - способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

♦ освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

♦ учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

♦ использовать в работе выставки-передвижки;

♦ предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст в музее проводить разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданные экспозиции музея должны стать центром просветительской работы.

Просветительская работа

Главная задача данного направления  - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, учителей.

Для этого необходимо:

♦ продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

♦ проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;

♦ использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;

♦ организовать проведение на базе музея семинаров учителей истории, краеведения, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.

Главный критерий повседневной работы музея – это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.

Участники программы

Программа рассчитана на учащихся школ разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах юных экскурсоводов, а также учителей.

Основные этапы реализации программы

Первый этап – информационно-познавательный 

На этом этапе осуществлен частично  сбор краеведческого материала.

Второй этап – операционно-деятельный 

Данный этап включает участие в конкурсах, обучение в детской школе музееведения. На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.

Третий этап – практико-ориентационный 

Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в музее и основами научно-исследовательской деятельности.

Управление программой

Управление программой осуществляется Советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, директор МБУДО  "ЦДОД «Радуга», методисты Центра дополнительного образования «Радуга», председатель местного Совета ветеранов педагогического труда, учащиеся.

Предполагаемый результат реализации программы

1.Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе музея и повышение уровня ИКТ - компетентности членов коллектива.

2. Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности музея.

3. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.

4.Повышение эффективности работы музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.

6.Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.

7. Расширение возможностей музея за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, городским музеем, образовательными учреждениями, советом ветеранов, творческими союзами,  отделом образования и культуры и другими организациями.

8.Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах музея.

9.Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ.

Оценка эффективности реализации программы

1.Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала музея.

2.Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.

3.Рост числа детей, посещающих музей, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.

3.Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других  мероприятий воспитательного характера.

4.Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.

5.Повышение эффективности взаимодействия музея с государственными музеями методом повышения коммуникативной культуры

Перспективы развития программы:

Создание сайта  музея.
Благодаря Internet-ресурсам появляется  найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.
Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

Патриотическое воспитание является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность учреждений дополнительного образования по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и  конституционных обязанностей.

Структурные элементы системы патриотического воспитания:

1 -    патриотический «Растим патриота и гражданина»;

2 -    историко-краеведческий «Моя малая Родина»;

3 -    здоровьесберегающий «Здоровье – твое богатство»;

4 -    художественно-эстетический «Формирование духовно-нравственных ценностей».

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

- организация и проведение предметных недель, месячников, конкурсов, интеллектуальных игр. 

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

- изучение символики России, края, города, школы;

- оформление уголка символики;

- проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;

- изучение родного края и страны, через организацию экскурсий (музеи города), заочных путешествий;

- сбор исторических материалов, фактов для экспозиции музея;

- организация встреч, ветеранами воин, передовиками производства;

- акция «Ветеран живет рядом».

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: 

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

-пополнение фонда музея, обновление его экспозиций и экспонатов, посещение школьных и городских музеев по истории страны, города, района.

Общеизвестно, что с краеведения начинается путь к познанию мира и к воспитанию патриотизма. Любовь к своей стране приходит через привитие уважения к малой родине. Обращение к прошлому Саткинского района как части истории России, его природе, литературе, фольклору, освещение различных аспектов современного положения города (экологических, экономических, культурных проблем). Изучение родного края ведется на занятиях объединений «СаткаЗнай», «Мы идем в будущее, оглядываясь на прошлое».

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Праздники дня
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz