Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 10:35


Музей 
"Народное образование"          

Меню сайта
Важная информация
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Стремительный полет по бескрайней Вселенной

  (фрагменты из научно-исследовательской работы)

 

Детство и юность Саши Румянцева

Александр Юрьевич Румянцев родился в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге)  8 июня 1964 года. И,  хотя он всю жизнь прожил на Урале, его мама хранит особый знак, который дается при рождении всем ленинградцам – «Рожденному в Ленинграде»  - как   знак понимания стойкости и мужества в преодолении жизненных трудностей, которые пронесли жители блокадного Ленинграда в годы войны, о которых не понаслышке знала его мама, которой предстояло одной вырастить настоящего человека.

В этом же году Саша переезжает вместе с мамой и бабушкой в горный красивый уральский городок Сатку, где он прожил почти всю жизнь. Саша пошел в обычную школу, учился  достаточно хорошо, но был одинок. В начальной школе он ненадолго увлекся кукольным театром, и его руководитель Дина Зинуровна Хамидуллина стала его настоящим учителем и мудрым советчиком.

Дина Зинуровна  вспоминает: «У него было своеобразное мышление о мире, природе, обо всем, что нас окружает. Часто Саша оставался непонятым сверстниками, но крепко убежденным в своей позиции».

Данилкина Людмила Николаевна: «Саша Румянцев очень выделялся из основной массы детворы. В школьном городском лагере он никак не мог вписаться в общий режим дня: отставал от отряда, рассматривая бабочек, жуков, растения»

Мама Саши, Нина Михайловна, всегда и во всем поддерживала сына. Дома было много художественной и научной литературы.  Наглядному материалу, который приходил по выписке, мог позавидовать каждый учитель. Показать красоту пещеры, открыть мир помогла ему мама. Жили они скромно, но при этом Нина Михайловна смогла сэкономить средства, свозить сына и показать ему прекрасный город Ленинград.

Александр во всем любил порядок, чистоту, на нем всегда была белая рубашка с отутюженным воротничком. И это тоже заслуга его мамы.

А еще вспоминает Дина Зинуровна: «Помню, как я была удивлена, когда увидела его по-настоящему «рахметовскую кровать»: железную, с панцирной сеткой, с сукном на ней. Это ли не воспитание характера?»

Чтобы защитить от нападок резвых саткинских мальчишек, которые подразнивали кудрявого, худенького и застенчивого мальчишку в больших очках, мама отдала его в спортивную секцию. Он учился драться,  ходить на лыжах, но все равно больше его увлекали книги, шахматы, марки.               

1978 год.  «Веду урок, - вспоминает Дина Зинуровна, - чувствую, что кто-то стоит за дверью, открываю – Саша. Он обратился с просьбой рассказать ребятам про  свое увлечение – коллекционирование марок. Ему самому тогда было лет 10-11. А он своим рассказом смог увлечь третьеклашек. Трое мальчишек: Николай Вялых (живет в Сатке, работник таможни), Олег Султанов (живет в Москве) вместе с Сашей оформили выставку марок на конкурс в Ленинград. И вдруг приходит Поздравительная грамота от организаторов конкурса, ребята заняли 3 место.

Этот эпизод явился началом нашего сотрудничества с Александром. Он приходил в наш класс снова и снова: с новыми рассказами о стоянках древнего человека на озере Зюраткуль, с фантастическим рассказом о космосе, который написал в соавторстве с одноклассницей  Косяковой Мариной».

Саша стал вожатым в классе Дины Зинуровны, вошел в совет штаба «Земляки», где занимался поисками и приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Часто эти встречи проходили в Доме пионеров в торжественной обстановке. Саша организовал встречу с сестрой Героя Советского Союза В.В. Шарова А.В. Рачаговой, с В.А.Кузнецовым, Г.Г. Солдаткиным. А потом эти встречи освещал в прессе, так как был юнкором газеты «Саткинский рабочий».

Когда Саша учился в седьмом классе, он вместе с учителем химии Молодцевой Л.Т. провел для младших школьников «Вечер химии», а с учителем физики Кочетковым В.М. – «Вечер физики». Все ребята с нетерпением стали ждать эти загадочные вечера школьной программы.

Неудивительно, что своего самого лучшего друга Леню Курбатова он повстречал в библиотеке, куда он приходил еженедельно. Они разговорились, сначала о книжке с фантастикой, о лыжах, а потом о мечтах. Оказалось, что они оба мечтают о походах, поэтому вместе пришли в туристический клуб к замечательному педагогу Владимиру Ивановичу Юровских.

«Университеты» Александра Румянцева

Знакомство с Владимиром Ивановичем Юровских, саткинским краеведом, геологом, отличником разведки недр сильно повлияло на Сашу Румянцева, окрылило его. Он теперь был не просто вожатым в пионерском лагере, не просто писал заметки в газету «Саткинский рабочий» в сотрудничестве с краеведом редактором Александром Дергуновым, а точно знал, чем он может увлечь и о чем сможет достоверно написать.

В семидесятые годы Саша познакомился с саткинским краеведом Нестеровым Георгием Михайловичем, который стал для него, как и В.И. Юровских, большим другом и наставником.

Для будущего ученого, астронома,  доктора педагогических наук, профессора методологии образования и естествознания Александра Юрьевича Румянцева Георгий Михайлович всегда был учителем жизни.   Нестеров удивлялся его рвению и жажде познать то, что за пределами общих знаний среднего статистического человека. Космос и Вселенная – эти вопросы всегда занимали Сашу. 

Георгий Михайлович Нестеров,  поздравляя семью Румянцевых с наступающим Новым годом, в  пожеланиях писал ему:  «Желаю …

Остроумия Бернарда  Шоу                                                                                                                                                                                                                                                                     Работоспособности и эрудиции  Льва Толстого                                                                                                                                                                                                                                       Наблюдательности  Антона Чехова                                                                                                                                                                                                                                                        Исторической привлекательности  Ю. Тынянова                                                                                                                                                                                                                                 Огромной шекспировской мысли.

Владимир Иванович Юровских называл себя просто учителем, но он был настоящим вожаком ребят, вел геологический кружок, а ребятам, которые окружали его, предстояло не только пройти пешком весь Урал, но и стать первооткрывателями лемезитов – нового вида поделочного камня.

Его учитель, даже имея физический недостаток (не было рук по локоть), не только научил «ходить под рюкзаком», делать научные открытия, наблюдать красоту родной земли, разбираться в животном и растительном мире, но и научил преодолевать непонимание окружающих, когда хочешь открыть для них что-то новое.

Хребты Нургуш, Большой Уван, Иеремель, вершины Зюраткуля, Голая Сопка, перевал Большой Суки покорялись не сразу. Поиски лимонитов в районе деревни Александровка по реке Юрюзань,  походы на «Маяк», карьеры, Пьяную гору,  пещеру в районе Момышской будки, на Голый мыс, в Карелку, Магнитку, на Ахматову копь закаляли юных исследователей и готовили к большим походам.

Если посмотреть в дневниковые подробные записи Саши Румянцева, рассмотреть блокноты с песнями и пейзажами, фотографиями и хрониками походов, то можно заметить, что не только красота родной земли завораживала его, но и бескрайность неба.

Александр Юрьевич увлекался филателией, геологией, палеонтологией, краеведением. Был юнкором в газете «Саткинский рабочий», а также увлекался астрономией, которая стала делом всей его жизни. Александр Румянцев неоднократно награждался грамотами и дипломами. В десятом  классе  Челябинский областной комитет ВЛКСМ наградил его дипломом второй степени за научную студенческую работу «Метеорные потоки, порожденные кометой Галлея».

Увлекаясь филателией, значками и спичечными этикетками, которые теперь хранятся в Саткинском краеведческом музее, убеждаешься, что основной темой, его мечтой был космос. Полет Ю.А. Гагарина, запуск искусственного спутника, выход А.А. Леонова в открытый космос – события 60-70-х годов не могли не оказать на увлеченного юношу внимания.

С коллекцией марок он принял участие во всероссийском конкурсе юных филателистов, а чтобы лучше узнать о первооткрывателях  северного полюса, переписывался с участниками экспедиции в Арктике. Эта экспедиция имела станцию в Ленинграде, письма с вопросами юного школьника отправлялись туда, а полярники передавали их на арктические станции «Северный полюс-24», «Северный полюс -26».

Во всех походах Саша в бинокль наблюдал ночное звездное небо. Он не ходил в астрономический кружок, а создал его сам. Когда в походах Владимир Иванович Юровских показывал ребятам основные созвездия, он и не думал, что это так увлечет пытливого мальчика.

Но и звезд Саше не хватало, чтобы узнать весь наш прекрасный мир. Вооружившись фонарем, специальным комбинезоном, научившись нырять вниз головой в каменные колодцы, он исследует подземный мир Урала: все пещеры Сикияз-Тамака, Стерлитамака, Кунгурские пещеры. Двухнедельный поход по Дивьей пещере в Пермском крае – особая страница в опасных спелеологических экспедициях Александра Румянцева в неизведанный подземный мир.

В июле 1981 года он предпринимает самый авантюрный для шестнадцатилетнего юноши поход – поездку в поселок Шортанды под Целиноградом для наблюдения полного солнечного затмения. С небольшим биноклем и простым фотоаппаратом он отправляется в Азию, в город Целиноград, чтобы увидеть редкое и величественное зрелище, которое навсегда определило его путь к звездам.

Встретив сотрудников Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга возле места наблюдения, он был несказанно обрадован. А они сначала сопровождали его пристальным взглядом, а потом предложили стать рядом на лучшей площадке для наблюдений.

Экспедиции по наблюдению метеорных потоков, порожденных кометой Галлеей  в 1983-1986 годах на озере Банное, были его первой астрономической практикой по организации наблюдений для школьников и студентов.

Мама Валиева Андриана удивлялась, что ее сын изучает астрономию в 1-5 классах под руководством Александра Румянцева. Детям нравились уроки Саши: они были интересными, продуктивными, отличными от стандартных школьных занятий. Ребята ждали и любили эти встречи, встречу с «ученым» (как его называли).

Во дворе школы №10 через телескоп ребята вместе с директором  Салиховой Венерой Шаукатовной и Александром Румянцевым наблюдали солнечные пятна, а вечером ребята вместе с родителями наблюдали за звездами, планетами. Признаться, не всякий ученик может вспомнить такие наблюдения за ночным небом.

Салихова Венера Шаукатовна вспоминает: «В 1991-1994 годы в средней школе №10 проходил научный эксперимент «Школа-ВУЗ». Инициатором, вдохновителем и одним из преподавателей был Александр Юрьевич Румянцев. Он проводил уроки астрономии для начальной школы по своим учебникам. Учил детей наблюдать за звездами в телескоп. Его уроки отличались живостью, образностью, ученики и учителя с удовольствием посещали занятия Александра Юрьевича».

Годы учебы

В 1981 году Александр окончил школу №5 в городе Сатке. После окончания школы учился в СГПТУ №8 на оператора пульта управления. С 21 июля 1982 года работал на комбинате  «Магнезит»  в ЦМП-1 оператором третьего разряда пульта  управления  отделения газоочистки. В октябре того же года был переведен лаборантом в цех порошков №2.

Когда речь зашла о выборе профессии, сомнений о выборе института было достаточно, но свой путь он нашел – звезды и астрономия.

Странным показалось Дине Зинуровне решение Александра поступать в пединститут. «Школа не для него, ему нужно заниматься наукой», - уверена была она. Но выбор специальности был предопределен. Из всей массы увлечений самой большой страстью он пылал к астрономии.

С 1983 по 1988 годы Александр Румянцев учился в Магнитогорском государственном пединституте на физико-математическом факультете.

После окончания института Александр Юрьевич работал в сулеинской школе (1988 – 1990), в школе №40 проходил практику у В. Филипповой, работал вожатым тринадцатого отряда в пионерском лагере «Барабанщик», педагогом-организатором в средней школе №59 города Челябинска (1990 – 1991).

Экспедиции со своими первыми студентами с кафедры общей физики в Сарым-Саклы по проверке ориентировок по звездам древних мегалитических сооружений, уточнение данных археологов по расположению каменных столбов городища в Аркаиме относительно звезд – во всем этом были применимы знания ученого-астронома А.Ю. Румянцева.

Челябинский археолог Юрин Владимир Иванович – исследователь пещерных комплексов Сикияз-Тамака – более 15 лет сотрудничал с ученым, организуя для своих школьников лекции по наблюдению за звездным небом. Сын Владимира Ивановича Юровских - Сергей Владимирович – работавший в Национальном парке « Зюратнуль» ежегодно приглашал его на Нургуш, чтобы тот рассказал всем про прекрасное августовское звездное небо, когда идет волшебный метеоритный дождь.

А.Ю. Румянцев – доктор педагогических наук

В 1991 году Александр Юрьевич Румянцев поступил в аспирантуру ЧГПИ и в 1994 году окончил полный курс аспирантской подготовки по специальности «Методика преподавания физики».  Одиннадцатого  мая 1994 года решением диссертационного совета ему была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук.

Семнадцатого октября 2001 года решением Министерства образования РФ Румянцеву А.Ю. присвоено ученое звание доцента методологии образования и естествознания, а  двадцатого октября 2001 года – ученая  степень доктора педагогических наук.

Перед защитой докторской он написал:  «Я, конечно, не гениальный ученый, не талантливый и вряд ли  более способный, чем миллионы окружающих. Я выбрал себе вполне удовлетворяющую меня «экологическую нишу» в обществе: ученый – астроном – методист (поскольку нас мало  -  сотня в России, тысяча – на Земле, то имеется хороший шанс стать одним из ведущих ученых в этой области).

Еще мою работу (надеюсь) практически невозможно использовать людям во зло. Еще я уверен в ее нужности, необходимости (хоть, может, и небольшой), важности для человеческого общества.

Еще: с детства я мечтал стать космонавтом, увидеть, как Земля становится небом, прикоснуться к той бесконечности и вечности (не смог: нет здоровья). Но может быть кто-то станет космонавтом (пусть хоть отчасти) благодаря моим работам.

Я не смог стать ученым-астрономом: нет способностей к математике, поздно получать базовые знания, а главное слишком был ленив в свое время. В итоге в голову приходят разные интересные идеи, а реализовать их не могу, нет знаний.

И все же…  «Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее надо…» - для меня не слова,  а, пожалуй, смысл жизни. Освобождение людей от невежества – разве это не революционная борьба? Будить души и ум детей – пусть даже не самому, а с помощью других учителей – разве это плохо?

Быть в 35 – 36 лет доктором педагогических наук - почетно. Если не смогу «вписаться» в эти сроки, когда представится случай? Докторская, хотя бы «авансом», даст мне возможность вести в дальнейшем работу на более серьезном уровне».

В тридцать три года Румянцев защитил кандидатскую диссертацию, а в тридцать шесть лет стал доктором педагогических наук, профессором методологического образования и естествознания.

Дина Зинуровна вспоминает:  «Саша пригласил меня на защиту кандидатской и докторской диссертаций. Мне было страшно за него, как он это все выдержит? А позже мне было стыдно за себя, как я могла в нем сомневаться?»

Научным руководителем его на защите кандидатской и докторской диссертаций была профессор ЧГПУ доктор физических наук А.В. Усова. Рецензент, ведущий профессор о кандидатской работе Александра сказал: «До неприличности огромный труд». За плечами Александра Юрьевича тогда уже было 13 книг и множество монографий.

Научная деятельность А.Ю. Румянцева

С 1994 по 1997 год – старший преподаватель, доцент кафедры общей физики в МГПИ (МАГУ), доцент кафедры методологии образования и социальной педагогики (1997 – 1999), профессор кафедры методологии и естествознания   (2000 – 2005).

Александр Юрьевич читал курсы общей астрономии (астрофизики), общей физики, концепций современного естествознания. В 1994 – 1998 годах курировал работу научно-студенческого общества физико-математического факультета, оборудовал кабинет астрономии, руководил астрономическим кружком студентов и школьников.

Так же являлся сотрудником научной лаборатории «Межпредметные связи в условиях стандартизации образования»  филиала НИИ социального образования при ЧГПУ (тема исследования: «Астрономия в системе естественнонаучного образования»).

Основная сфера его научной деятельности – дидактика астрономии, межпредметные связи астрономии и других естественно-математических наук (в частности физики).

Кандидатскую диссертацию Александр Юрьевич защитил по теме «Формирование первоначальных астрономических знаний в курсе физики среднего звена общеобразовательной школы» (1994), докторскую – «Методологические основы формирования системы астрономических знаний в средней общеобразовательной школе».

А.Ю. Румянцев сотрудничал с Ассоциацией планетариев России, рецензировал образовательные программы, был председателем Зонального Совета преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехнических дисциплин педагогических вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока (2000  - 2005).

Каждый год своей недолгой жизни Александр Юрьевич неустанно трудился над статьями по методике преподавания астрономии и учебниками по астрономии, космографии, физике, ездил на научные конференции и делился опытом с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга, Стерлитамака, Барнаула, Запорожья, Уфы, Уссурийска и многих других городов нашей страны. Он старался вместе с академиком РАН из Москвы Е.П. Левитаном и своим научным руководителем профессором ЧГПУ Усовой А.В. сохранить и улучшить методику преподавания астрономии, уходящей из обязательного образования России, но очень значимой научной дисциплине.

Александр Юрьевич - автор многих научных трудов. Подготовил 66 публикаций, в том числе 17 учебников, монографий, учебных пособий.

Поездки в 90-е  и  2000-е годы в Приполярный Урал, на Средний Урал и  Кавказ, на Байкал и Памир, на Алтай дополняли картину красоты родной страны, которая проходила перед его глазами и глазами всех его друзей, поскольку он запечатлевал порой уже одиночные походы на видеопленку и фотографии.

Второго июля две тысячи четвертого года на тридцатом фестивале авторской песни имени В. Грушина, где присутствовало пятьдесят тысяч человек, Александр впервые увидел Таисью. Он ей обещал: «Со мной будет трудная, но счастливая жизнь». И они поженились.  

На Румянцева Александра Юрьевича 26 апреля 2006 года было совершено разбойное нападение. 9 марта 2009 года не стало талантливого ученого, нашего земляка Александра Юрьевича Румянцева. Он умер в Нижнем Тагиле после одиннадцати  дней комы. Похоронили его в городе Сатке на Паленихинском кладбище. У Александра Юрьевича осталась жена и двое детей.

Научный руководитель Академик РАО, доцент педагогических наук профессор ЧГПУ Антонина Васильевна Усова в своих воспоминаниях пишет так: «Это был деятельный, талантливый молодой ученый. После смерти Александра Юрьевича таких ученых в России осталось только двое».                

Заключение

Увидеть красоту земли, раскрыть богатство подземных недр, бескрайность неба, но можно услышать и ее голос. В тишине звездного неба и походах по малой и большой Родине, он слышал этот голос и старался сохранить его  в своем сердце надолго и передать его другим людям.

Никогда Александр не терял связь с родным городом: общался со своими друзьями и знакомыми, с теми, кто нуждался в его помощи и кому он мог ее оказать. 

Таисья Румянцева рассказывала: «Алеша и Аня  (дети Александра Румянцева) уверены, что папа – на Луне. Алеша обещает построить космический корабль, стать космонавтом и, взяв нас с Аней, отправиться к звездам».

Его жизнь можно сравнить со стремительным полетом по бескрайней Вселенной.

Когда хороший человек рождается на свет,

На нём отметки  «хорошо» нигде, конечно, нет.

Но он живёт, растёт, творит, он делает добро,

И каждый, встретившийся с ним, сказал бы:

«Мне крупно повезло!»

Вход на сайт
Поиск
Праздники дня
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz